Служба клиентской поддержки (067) 825-00-25, (056) 795-00-25 Он-лайн чат | Обратный звонок
 

Почему крылья проиграли первую битву, но выиграют войну.

Часть 1 – много исторических букв.

В данной статье мы поверхностно коснемся различных аспектов истории систем плавучести и более детально остановимся на ключевых моментах компенсаторов, которые, на наш взгляд, являются правильными. В первую очередь статья написана для начинающих дайверов, но возможно она приоткроет неочевидные моменты и для более опытных нырял.

Не будем заглядывать далеко назад, когда египтяне использовали надутые кожаные мешки для подъема чего-либо со дна моря, и остановимся сразу в шестидесятых годах двадцатого столетия.

Fenzy ABLJ

В 1961 году во Франции Морис Фензи (Maurice Fenzy) представляет “дайверский спасжилет с регулируемой плавучестью” (divers’ adjustable buoyancy life jacket, ABLJ). Стоит сказать, что в то же время подобная идея прорабатывалась в Экспериментальном подразделении военно-морского флота США (NEDU). И хотя мсье Фензи ничего особо не изобрел, он первый запатентовал и коммерчески реализовал идею компенсатора в понимании современных дайверов. Хотя это тоже не совсем корректно. Даже в самом названии фигурирует словосочетание “спасательный жилет”. То есть первичная задача хомута Fenzy именно в быстрой доставке дайвера на поверхность и удержании его лицом вверх. Как это работало? В первых хомутах был свой независимый баллон с CO2, который при открытии мгновенно наполнял жилет и запускал дайвера вверх. Конечно так делать не рекомендовалось, и аварийно поддувать жилет было необходимо только на поверхности, но все равно звучит жутковато. Cо временем хомуты получили управляемые инфляторы, через которые можно было даже дышать в аварийном режиме. Законодателями этой фишки стали Dacor и Scubapro. Но нагрудник оставался нагрудником, и конечно под водой его использование было весьма неудобным, поскольку центр плавучести находился в районе нижней челюсти дайвера, а центр массы далеко за спиной в районе баллона.

Scubapro Stab Jacket

При том, что SCUBAPRO также выпускала свой “хомут”, инженеры компании понимали тупиковость этого метода и спустя десять лет, в 1971 году, запатентовали SCUBAPRO Stab Jacket (фото слева). Это был первый "удобный" дайверский жилет-компенсатор, в котором воздух свободно мог перемещаться из передней части в заднюю под мышками и вокруг шеи. Но был ли это прорыв? Индустрия говорит “ДА!”, ведь стабы разлетались как пирожки, но среди ряда скептиков, к которым относится и автор этого текста, существует мнение, что это изобретение повело весь дайв-маркет не в ту сторону. Ведь по сути жилет не особо добавлял комфорта. Да, он позволял чуть лучше расположить дайвера под водой, но все равно положение тела оставалось весьма крутым – 35-55˚ от горизонта.

Раскроем этот момент чуть подробней. Физика говорит: “увеличение сопротивления продвижению объекта (дайвера) в воде пропорционально квадрату скорости”. Чтоб не перегружать статью занудными формулами, примитивный пример: если увеличить площадь дайвера, которой он рассекает воду, в два раза, его скорость упадет в четыре раза. В итоге дайвер, плывущий “морским коньком”, тратит в разы больше энергии для преодоления расстояния из точки А в точку Б, чем дайвер, который будет плыть горизонтально, иметь обтекаемую конфигурацию снаряжения и у которого не будет выступающего оборудования, создающего дополнительное сопротивление.

Если вам интересно почитать чуть больше о лобовом сопротивлении и кавитационных завихрениях, действующих на пловца-спортсмена, вот тут есть коротенькая статья.

Введем два термина: ТРИМ – определяет положение тела дайвера в воде по оси голова-ноги. Примеры: трим 55˚ градусов на ноги – дайвер плывет коньком, рассекая море всем торсом и ногами, правильный трим  – дайвер полностью параллелен вектору его продвижения.

ПЛАВУЧЕСТЬ – тут все очевидно. Нейтральная плавучесть: отрицательная масса дайвера скомпенсирована, и он находится в толще воды, не всплывая и не погружаясь. Отрицательная плавучесть: масса скомпенсирована недостаточно, при этом дайвер погружается под собственным весом. Положительная плавучесть: дайвер двигается к поверхности.

Вернемся же к компенсаторам. Уже тогда, в начале семидесятых опытные дайверы понимали эти прописные истины и при том, что индустрия штамповала легкие решения сомнительного качества, нашлись непокорные и решили создать снаряжение, которое позволит без труда контролировать трим и плавучесть.

WaterGill BC

В 1972 году был представлен комплект Watergill AtPack. Это была импровизированная минималистичная подвеска с компенсатором за спиной для одного алюминиевого баллона 80 кубических футов (11.3 литра). Не смотря на то, что и сама камера, и баллон были заключены в эдакий черепаховый панцирь, можно сказать, что Watergill AtPack был первым компенсатором типа крыло. 

И произошла совершенно логичная вещь – топовые производители начали топить новое изобретение. Появились обличительные статьи, мол “этот компенсатор убивает дайвера на поверхности, укладывая его лицом в воду...”, “…в ЭтПаке совершенно невозможно стравить воздух…” и т.д., и т.п. И да, корпорации придушили популярность крыльев, продолжая штамповать жилеты с кучей бессмысленных безделушек в качестве аксессуаров. Ну как придушили, те, кто ныряли серьезно и понимали плюсы крыла, от них не отказались. 

И первопроходцем здесь стал Рори Диккенс (Rory Dickens). Именно он в середине семидесятых формирует идею, что компенсатор – это инструмент плавучести под водой, а не спасжилет на поверхности. В 1977 году на берегу одной из самых красивых пещер Флориды Ginnie Spings он прикручивает свой Watergill AtPack (без черепахи) к спарке из двух алюминиевых баллонов. Так была заполнена еще одна страница дайверской истории, и с этого момента концепция пещерных погружений не менялась… Ну почти не менялась, ведь спустя много лет возникнет сайдмаунт, но это будет совсем другая история. 

Все семидесятые, начало и середина восьмидесятых ознаменовались невероятным бумом дайвинга в США. Да, наше хобби было популярно и в Европе, но в Штатах это был действительно бум. Я лично видел дайв-центр в Key Largo, в котором с тех самых пор хранится 400 баллонов восьмидесяток, которые тогда работали каждый день. Все это время индустрия продавала гражданам “удобные” жилеты-компенсаторы.

Dive Rite Classic WingВ 1985 году лишь компания Zeagle серийно производила компенсатор заспинного типа, к ним и обратились основатели компании Dive Rite Ламар Хайрс и Марк Леонард  (Lamar Hires, Mark Leonard). Так появилось крыло, которое на годы становится главным инструментом среди технарей, имя ему Dive Rite Classic Wing. Крыло имело форму подковы, с грузоподъемностью 27 кг (60lb), без бандажей. Его грузоподъемности было достаточно для весьма тяжелой стальной спарки из 17-литровых баллонов (104 cu.ft.) и алюминиевого стейджа. 

Успех этого крыла дал пинок под зад производителям компенсаторов, и они начали творить свои варианты жилетокрыльев, правда иногда не до конца понимая смысловую нагрузку этого инструмента и прилепляя к нему кучу бесполезных деталей. Да, все это делалось, чтобы “притянуть” крылья к развлекательному, рекреационному дайвингу, но зачастую за этими потугами убивалась сама идея простоты и надежности заспинного компенсатора.

И последняя на сегодня страница посвящена оборудованию, а именно подвеске. Очевидно, что Fenzi нуждался в простой спинке, которая бы держала баллон/баллоны на лямках, а последующая трансформация в жилет привела к тому, что баллон крепился непосредственно к жилету. Как бы это странно не звучало, но первые крылья тоже крепились к мягкой подвеске, сшитой сначала из крепкого нейлона, а чуть позже из кордуры. Это было не критично для рекреации: надел баллон, сделал шаг в воду и Ок. Но для суровых спелеодайверов, у которых комплект на суше может весить 60+ кг, это было явно не очень удобно. Мягкие подвески зарекомендовали себя ненадежными, а дополнительные пряжки просто опасными. И тогда возникает идея вернуться к простой моностропе, заплетенной в жесткую спину. 

Hogarth BackplateКлючевым персонажем, который стоял у истоков создания минималистичного комплекта, принято считать Вильяма Мэйна, также известного под ником “Билл Хогарт” (William “Bill Hogarth” Main). Для его погружений было необходимо простое, но надежное решение. Решение Билла нельзя назвать изящным, но оно сработало на 100%! Он взял дорожный знак, прорезал в нем прорези под стропу и прикрутил к спарке, зажав крыло посередине (на фото справа можно увидеть не первый прототип, но один из первых рабочих вариантов). Это оказалось настолько удачной штукой, что на протяжении вот уже более 35 лет концепция лишь дошлифовывается, но фундамент остается неизменным. В таком виде система плавучести пришла и к технодайверам в открытой воде, но по-настоящему ее оттачивали именно пещерники. 

Здесь мне хотелось бы сузить повествование с глобальной индустрии снаряжения до одного проекта, который стал сначала большой занозой в заднице всемирного дайв-сообщества, но впоследствии, когда амбициозные головы остыли, а профит от такого подхода стал очевиден, большинство идей этого подхода было принято, а некоторые вещи стали стандартом не только в технодайвинге, но и в рекреации. Как было сказано выше, с середины 80-х Билл Хогарт, Билл Гевин, Паркер Тернер (Bill Gavin & Parker Turner) и еще много именитых дайверов занимаются изучением пещер Флориды и Джорджии. Постепенно эта деятельность вылилась в организацию Проект Вудвельских Карстовые Равнин (WKPP – Woodville Karst Plain Project). Очень интересный и сложный пещерный проект, который существует по сей день, но рассказ о нем явно выходит за рамки этой статьи. Так вот, с определенного момента в проекте начало собираться много людей, а надо сказать, все были люди опытные, пусть и в разной степени. И возникла необходимость стандартизации подхода и некоторых протоколов, в том числе и в отношении снаряжения. Все эти годы WKPP придерживается и оттачивает протоколы, которые были заложены в начале-середине 90-х. 

Именно тогда появляется краеугольный камень дайвинга под названием DIR. “Doing It Right” – делайте это правильно, именно так сказал в одном из своих интервью Джордж Ирвин (George Irwing), весьма одиозный персонаж, а по совместительству тогдашний директор WKPP. 

Стоит уточнить, что в связи со сложностью погружений WKPP предъявляло невероятно жесткие требования к своим дайверам как по навыкам, так и по знаниям. Параллельно часть дайверов WKPP принимает участие и в сложных морских проектах, таких как погружение на Британник. Становится ясно, что собрать опытных дайверов для проекта достаточно сложно, но чтоб их становилось больше, их надо обучать с нуля.

WKPP Divers

На фото слева дайверы WKPP возвращаются из пещеры со средней глубиной 100 метров. Продолжительность такого погружения от 10 до 27 часов. Справа классический вход во Флоридскую пещеру

Так сначала возникает идея, а в 1998 году и обучающее агенство Global Underwater Explorers (GUE), которое фактически берет за основу концепцию “Doing It Right” и применяет ее не только к супер навороченым технарям, но и пытается донести ее до начинающих дайверов.

Столь радикальный подход вызывает много споров, скандалов и просто негатива. При том, что описание снаряжения и подхода было весьма рациональным, но категоричность, которая была заложена во фразу “делай это правильно” оттолкнула многих дайверов. И тут самое интересное: при том, что спустя семь лет GUE отказывается от негласного девиза Doing-It-Rite и использования термина DIR, этот термин приживается и начинает жить самостоятельной жизнью. 

Но вернемся к снаряге, этот углубленный исторический срез в узкую пещерную тему был неспроста. Именно GUE массово переводит крылья из сугубо технического употребления в плоскость рекреационных погружений. И естественно такие перемены были бы невозможны без собственных инженеров, опытных тестовых дайверов и концепт-дизайнеров. Всех этих людей объединило под своей крышей производство Halcyon, которое сделало революцию в построении систем плавучести.

Об этом мы расскажем в нашей следующей статье. Оставайтесь с нами!!

Text by P.G.

Photo by David Rhea, and from open sources.

















Все новости